Қызылорда облысы медицина қызметкерлерінің сайты


Дәрігер мен мейірбике мақалалары


Особенности судебно-медицинской экспертизы мотоциклетной травмы

Механизм травмы при наезде мотоциклом на пешехода заключается в ударе выступающими частями мотоцикла (переднее колесо, руль, передняя часть коляски и ее рамы, фара, цилиндры двухцилиндровых мотоциклов). Возникающие в месте удара повреждения (так называемые первичные, или контактные) в виде ссадин, кровоподтеков и ран, реже переломов костей располагаются обычно на нижних конечностях на уровнях, соответствующих высоте ударившей детали.
К характерным для такого вида травмы повреждениям относятся параллельные линейные ссадины, причиняемые ребристыми пластинами воздушного охлаждения цилиндров, и округлые кровоподтеки от ударов фарой. В результате последующего падения и удара о дорогу возникают вторичные повреждения, чаще всего в области головы, в виде трещин и переломов костей черепа и повреждений мозга.
Столкновение с встречным транспортом и падение с мотоцикла во время движения нередко ведет к тяжелой черепно-мозговой травме, часто со смертельным исходом.
В отличие от автомобильной при мотоциклетной травме преобладают повреждения мягких тканей в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, которые обычно локализуются на передней поверхности тела. При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают контактные повреждения, которые не имеют каких-либо специфических или характерных особенностей. К наиболее постоянным признакам мотоциклетной травмы можно отнести рваные раны промежности и переднебоковых поверхностей нижних конечностей, которые возникают у водителей в момент удара и скольжения этих частей тела о бензобак и руль мотоцикла (рис. 1).
 


Рис. 1. Раны и ссадины на бедре и внутренней поверхности голени. Мотоциклетная травма.

При всех видах мотоциклетной травмы преобладают повреждения, возникающие от удара и сотрясения тела. К ним относятся ушибы или разрывы легких, сердца, печени и обширные кровоизлияния в связочный аппарат внутренних органов. Помимо этого, мотоциклетная травма может сопровождаться повреждениями костей черепа и головного мозга, особенно если голова водителя или пассажира не защищена шлемом. Из повреждений костей черепа преобладают вдавленные переломы, от которых распространяются трещины на свод и основание черепа. При соударении головой, если она защищена противоударным шлемом, часто повреждается шейный отдел позвоночника. Переломы костей лицевого черепа обычно множественные, оскольчатые. При повреждениях головного мозга наблюдаются кровоизлияния под мягкие мозговые оболочки и в боковые желудочки мозга. Нередко поражаются и стволовые отделы, где травматические изменения носят характер мелкоточечных или полосчатых кровоизлияний.
При мотоциклетной травме, как правило, происходят повреждения опорно-двигательного аппарата. При столкновении мотоцикла с движущимся транспортом или неподвижным предметом возникают ушибы мошонки и переломы ключиц, нижней челюсти, костей левой голени, клиновидной и плюсневой костей, надколенника, ребер. Переломы ребер одиночные, прямые, т. е. возникают в местах непосредственного приложения силы.
При падении с движущегося мотоцикла наблюдаются разрывы связочного аппарата лучезапястного, голеностопного и акромиально-ключичного сочленения, а также переломы надколенника, пяточной кости, костей голени, компрессионные переломы позвоночника в шейном и поясничном отделах.
Мотоциклетная травма наблюдается реже автомобильной и отмечается рядом особенностей.
Прежде всего — при мототранспортных происшествиях кроме пешеходов очень часто страдают водители, пассажиры мотоцикла, что связано с конструктивными особенностями этого вида транспорта. В зависимости от обстоятельств и механизма причинения повре¬ждения различают следующие виды мотоциклетной травмы:
- столкновение мотоцикла со встречным транспортом;
- падение с двигающегося мотоцикла;
- наезд мотоцикла на пешехода;
- наезд мотоцикла на неподвижные предметы;
- переезд колесами через пострадавшего;
- атипичные ситуации.
Столкновение мототранспорта с другими транспортными средствами состоит из следующих фаз: удар тела о части встречного и по¬путного транспорта, отбрасывание тела на мотоцикл или падение на землю, прижатие тела к дорожному покрытию частями столкнувшегося транспорта.
При этом повреждения могут располагаться на любой части тела и характеризуются обширностью и тяжестью, начиная от поверхностных повреждений кожных покровов, вплоть до грубых разрушений костей черепа, головного мозга, ребер, множественных переломов трубчатых костей, разрывов внутренних органов. Наиболее часто травмируются кости черепа и головной мозг. При падении с движущегося мотоцикла можно выделить три фазы: удар тела о части мотоцикла, удар тела о дорожное покры¬тие, скольжение тела по дорожному покрытию. Повреждения в результате удара тела о части мотоцикла чаще локализуются на пе¬редне-внутренних поверхностях нижних конечностей в виде полосовидных ссадин (рис 2).
 


Рис. 2. Открытый перелом нижней трети левой бедренной кости
у пассажира мотоцикла, возникший в результате его столкновения
с автомобилем.

Могут возникать переломы костей пальцев рук и кисти при попадании их в рычаги управления. При ударе тела о дорожное покрытие, как правило, наблюдаются переломы костей свода черепа и повреждения головного мозга. В подавляющем большинстве случаев повреждаются мягкие ткани лица с переломами костей лицевого черепа. При наезде мотоцикла на пешехода можно выделить следующие фазы: удар частями транспорта, падение пешехода на дорожное покрытие, скольжение тела по дорожному покрытию.
Повреждения от удара колесом мотоцикла и коляски с грязевыми щитками располагаются в области голени. Повреждения от удара рулевым управлением локализуются в области поясницы и живота (у взрослых). Повреждения от удара подножкой мотоцикла и коляской — в нижней трети голени и в области голеностопных суставов. Повреждение в результате падения пешехода на дорожное покрытие в области головы при скольжении тела — типичные полосовидные ссадины.
При наезде мотоцикла на неподвижные предметы механизм повреждений слагается из двух фаз: удар тела о преграду; отбрасывание тела и падение на землю. Повреждения, характерные для удара, сотрясения и скольжения. При переезде колесами через тело наблю¬дается прижатие тела колесом к дорожному покрытию; скольжение колеса по телу.
Судебно-медицинская экспертиза мототравмы во многом сходна с судебно-медицинской экспертизой автотравмы, что и определяет использование объектов экспертизы (живые лица, трупы, одежда и вещественные доказательства).

Использованная литература:
1. Авдеев М.И. Судебно- медицинская экспертиза трупа. М., «Медицина» , 1976.
2. Судебная медицина (учебник). Под ред. Самищенко С.С, М., 1996.
3. Матышев А.А. Осмотр трупа на месте его обнаружения (руководство для врачей) Л., 1989.

Фото с сайта abakan.bezformata.ru

Камбар Умирзакович СЕКСЕНОВ.
судебно-медицинский эксперт,
Кызылординский филиал РГКП «Центр судебной медицины»

 

Категория: дәрігер мақалалары | Добавил: психолог (04.06.2015)
Просмотров: 1922 | Теги: сексенов, суд-мед экспертиза, мотоциклетная травма, камбар | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]