Қызылорда облысы медицина қызметкерлерінің сайты

Аттестаттау мақалалары

Главная » Статьи » дәрігер мақалалары

Какие должны быть характер стоматологической службы в сельской  местности в условиях страховой медицины

 

Магистрант                                   

Турар Султанаевич СУЛТАНАЕВ

 

Анализ зарубежного опыта показывает, что в настоящее время в мире сложились три основные формы финансирования здравоохранения службы:

- государственное бюджетное здравоохранение – преимущественно финансируется из общих налоговых поступлений в общегосударственный бюджет (Великобритания, Канада, Швеция, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Португалия, Россия);

- частное страхование здоровья (США) – страхование для работающих и находящихся на их иждивении лиц является частным, хотя обычно осуществляются через работодателя. Для некоторой части лиц, не охваченных таким страхованием, существует система государственного страхования. Медицинская помощь, в том числе стоматологическая помощь, оказывается преимущественно в частных учреждениях здравоохранения и частными врачами;

- социальное страхование здоровья (Австрия, Германия, Нидерланды,  Франция, Япония и др.) – обязательный всеобщий охват страхованием. Здравоохранение финансируется из трех источников: бюджетные средства, средства предприятия и индивидуальные взносы.

В действительности, в чистом виде такие модели не существуют, например, частное страхование и частную собственность в системе здравоохранение можно обнаружить и в Англии, общественные программы и общественная собственность в системе здравоохранения существуют и в США.

В Нидерландах совокупность программ общественного страхования здоровья охватывает 70% населения, а те, кто не охвачен общественным страхованием, могут воспользоваться услугами частного страхования.

Принципы социального страхования по оказанию медицинской помощи различные. Однако, конечная цель у всех систем страхования одна – обеспечение равной доступности к медицинской помощи всех категорий населения.

При централизованной форме страхования, государство придает медицинскому страхованию обязательный характер и определяет основные условия. Например, размер страховых взносов, схему финансирования и организацию медицинской помощи, в том числе и стоматологической помощи. И так же государство участвует в установлении цен на медицинские услуги.

Страны, где финансирование осуществляется преимущественно из государственного бюджета, имеют определенные преимущества, в контролировании деятельности медицинских служб. Например, они могут направить работу медицинских служб на профилактические мероприятия. Страховая модель не обеспечивает преимуществ перед бюджетным здравоохранением.

По характеру финансирования стоматологического обслуживания имеются 2 основных типа. Первый тип – бюджетная стоматология (Великобритания, Швеция, Канада), второй – децентрализованный (с системами страхования, в большей или меньшей степени регулируемыми государством). По степени децентрализации страхования стоматологического здоровья выделяются частные (США) и регулируемые общественные системы страхования (Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Швецария).

При первом типе финансирования страхование в стоматологии играет или подсобную роль (Великобритания, Канада, Швеция), или полностью отсутствует (в бывшем СССР). В данном случае монопольная структура объединяет в одну систему и представителей стоматологических услуг и платящую сторону (потребителя), фактически исключая или резко ограничивая возможность деятельности систем страхования.

В отличие от государственных регулируемые системы финансируются на 3-сторонней основе – посредством целевых взносов предприятий, работников, а также субсидий государства из общих или целевых бюджетных средств. В той или иной степени эти системы управляются также государственными органами власти и в этом смысле являются общественными. В тоже время в большинстве стран страховые компании частные, а врачи, оказывающие помощь застрахованным осуществляют также частную практику.

Нам сельчанам более подходит  социальное страхование - обязательный всеобщий охват страхованием. Финансированные из трех источников:  бюджетные средства, средства предприятия и индивидуальные взносы

На современном этапе быстро повышающие цены на стоматологические услуги увеличивают число людей на селе, которые остаются без страхования. Хотя правительственные программы обеспечивают определенную помощь тем, кто не может за нее платить.  Учитывая высокий процент не занятости сельской населении работами не позволяет  иметь необходимое  средства и свободную ими маневрировать.

В советской медицинской литературе в недавнем прошлом говорилось что Великобритания это - единственная страна капиталистического мира, в которой, благодаря многолетней борьбе трудящихся, удалось создать  государственную систему здравоохранения. Неудивительно, что при необходимости реформирования нашей системы здравоохранения на вооружение был взят в качестве одного из ориентиров опыт Великобритании с ее государственной системой, и семейной медициной.  

В Великобритании финансирование стоматологической помощи населению в рамках программ государственной службы охраны здоровья проводится местными организациями власти. Местные органы здравоохранения организуют получение населением стоматологической помощи через врачей государственной службы здравоохранения.

Врачи-стоматологи общего профиля, работающие в стоматологических поликлиниках, самостоятельно заключают договор с местными органами здравоохранения. Правила, по которым заключаются такие контракты, а также объем стоматологической помощи по линии государственной службы изложены в «Правилах общегосударственного стоматологического обеспечения» от 1992 года.

В Британской Стоматологической Ассоциации разработано консультационное пособие: «Введение в общестоматологические услуги», где имеются подробные объяснения, как работают эти правила. Здесь полностью за счет государственного бюджета обслуживаются:

-дети, подростки до 18 лет;

-беременные женщины и женщины, имеющие детей до одного года;

-малоимущие граждане, получающие пособие.

Переход на страховой медицины требует подготовку. Поэтому мы должны посмотреть на проблемы сельской местности по новому.

1. Обеспечение кадрами

Предложения по изменению в Приказ Министра здравоохранения РК  №238 от 17 августа 2013года.

Штатные  нормативы медицинского персонала стоматологической службы центральных  районных больниц и районных больниц сельских районов.

Врачебный персонал

1. Для оказания амбулаторно-поликлинической помощи населению должности врачей- стоматологов и врачей-  стоматологов - хирургов (суммарно) устанавливается из расчета на 1000 человек населения:

- 0,27 должности для взрослого населения;

- 0,27 должности для детского населения;

- 0,25 должности для взрослого населения, проживающего вне населенного пункта, где расположена больница, непосредственно обслуживаемого ею (приписной участок);

- 0,02  должности для взрослого населения, проживающего на остальной территории района обслуживаемого больницей  (для ЦРБ без учета населения на территории деятельности РБ);

- 0,02  должности для детского населения, проживающего на остальной территории района обслуживаемого больницей  (для ЦРБ без учета населения на территории деятельности РБ);

В сельских районах Республики 70-80 % населенных пунктах находится 2000-2500 человек.

Учитывая что каждый врач стоматолог или зубной врач в год может сделать принимать  2000-2500 посещение  придется изменит штатные нормативы стоматологической службы сельских районов.

Сельские школы остро нуждается кабинет профилактики стом. заболевании.

В соответствие с 5 пункта Приказа Министра здравоохранения Республики  Казахстан от 8 июня 2012года  № 397 Об утверждении Положения о деятельности организаций здравоохранения, оказывающих стоматологическую помощь.   

5. Кабинет профилактики стоматологических заболеваний.

Кабинет профилактики стоматологических заболеваний организуется в медицинских пунктах, фельдшерско- акушерских  пунктах, в организациях образования с количеством учащихся менее 800 человек, а также в составе многопрофильных организаций здравоохранения, в которых отсутствует стоматологическое отделение (кабинет).

Количество школ в Казалинском районе 36. Из них более 800 учащиеся 4 (11%), более 400- 21 (58,3%) и меньше 400-11 (30,7%). Поэтому на 5 пункте приказа №397 для сельских школ нужны изменение.

Таким образом, углубленное изучение с выявлением социальных проблем сельских населений на современном рынке стоматологических услуг представляет определений интерес как для организаторов здравоохранения и специалистов так и для населения.     

 

Список использованных источников

 

 

Категория: дәрігер мақалалары | Добавил: психолог (11.01.2018)
Просмотров: 9 | Теги: страховая медицина, султанаев, стомслужба на селе, Турар, казалинский район | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Бұл сайт жөніндегі деректер сайт туралы ақпаратта орналасқан.